Статья впервые была опубликована 06 февраля 2022 на Смартлаб
Некоторые тролли настолько трусливы, что создают про меня посты, а меня самого банят, чтоб я не мог им ответить и вывести их ложь на чистую воду))
Ну и бес с ними, на таких ничтожеств даже нет смысла обращать внимание)
Но иногда в комментариях к этим постам уважаемые люди затрагивают интересные вопросы, а вот на них хочется ответить. Поэтому приходится создавать отдельный пост.
Итак, в этой дискуссии @А.Г. и @Reshpekt Fund Russia затронули два интересных вопроса :
1. Существуют ли в нормативке НКЦ и Мосбижи ограничения на исполнение экспирации по отрицательной цене?
2. Произошли ли 20-21 апреля 20-го года обстоятельства, дающие возможность для применения п 5.1. Спецификации по изменению даты и/или иных условий экспирации?
Ответы на эти ( И МНОГИЕ ДРУГИЕ вопросы по ситуации 20/21.04.20, которые на Смартлабе даже никогда не рассматривались) на самом деле давно даны в наших исках к МБ и НКЦ, часть материалов к которым лежат на сайтах судов в открытом доступе уже БОЛЬШЕ ГОДА) Очень странно, когда на Смартлабе стороны упоенно обмениваются комментариями по делам, при этом даже не удосужившись посмотреть первоисточники — материалы этих дел.
Тем не менее, отвечаю:
1. По первому вопросу. Выдержка из нашего иска :
«В соответствии с пп. 2.2.3 Спецификации цена исполнения Контракта корректируется с учетом ограничения для величины отклонения Расчетной цены фьючерсного контракта, в случае его установления Биржей по согласованию с Клиринговым центром в соответствии с Методикой определения расчетной цены срочных контрактов (далее также – Методика) (т. 2 л.д. 70-74), являющейся приложением к Правилам организованных торгов на Срочном рынке ПАО Московская Биржа (далее также – Правила торгов) (т. 2 л.д. 37-73).
Пункты 1 и 2 Раздела 1 Методики[1] устанавливают порядок определения Расчетных цен Срочных контрактов. Расчетные цены Срочных контрактов определяются в соответствии с Методикой, если иной порядок их определения не установлен Спецификацией Срочного контракта.
Согласно п. 2 Методики, порядок расчета Расчетных цен определяется в п.п. 3-10 Методики. Согласно п. 9.1 Расчетные цены основных и неосновных фьючерсов, кроме Фьючерсов на процентную ставку, определяются по следующей формуле:
Где «P_dirty(i, Num, БА)» – это «Грязная» Расчетная цена, определенная в ходе клиринговой сессии «i», которая в случае с Фьючерсом равнялась минус 37,63 доллара США, а «MinStep (i, Num, БА)» – это минимальный шаг цены фьючерсного контракта.
В соответствии с действовавшей в момент экспирации Фьючерса Методикой определения НКО НКЦ (АО) риск-параметров срочного рынка ПАО Московская Биржа (далее – Методика определения риск-параметров) (т. 5 л.д. 1-30), минимальный шаг цены Фьючерсного контракта определялся Спецификацией Фьючерсного контракта.
Пп. 1.3.2. Спецификации определено, что минимальный шаг цены для Фьючерса составляет 0,01 (одну сотую) доллара США.
Таким образом, предусмотренная внутренними документами Ответчиков Методика расчета цен фьючерсных контрактов (с учетом того, что Спецификацией иной порядок определения Расчетных цен не предусмотрен) предполагала, согласно указанной формуле, признание в качестве Расчетной цены Фьючерса наибольшее из двух следующих показателей:
— минус 37,63 доллара США (), скорректированного с учетом положительного коэффициента;
– 0,01 доллара США.
То есть, даже если бы Биржей и НКЦ 20.04.20 не были введены границы диапазона рыночных рисков (планка) или они были бы изменены и после достижения цены Фьючерса 8,84 доллара США торги на Московской Бирже продолжились, в том числе в отрицательной ценовой зоне, цена исполнения контракта, согласно Спецификации и Методике, в таком случае должна была быть скорректирована и в итоге должна была составить 0,01 доллара США.
Здесь и далее, если специально не оговорено иное, соответствующие положения Методики приводятся из редакции, действовавшей на момент экспирации Фьючерса.
……
При этом, изменения во внутренние документы Биржи и НКЦ, предполагающие, что корректировка цены исполнения контракта с учетом минимального шага цены Фьючерсного контракта не используется в случаях отрицательного значения цены базового актива, были внесены уже после экспирации Фьючерса.
Так, в редакции Методики определения риск-параметров, утвержденной Правлением НКО НКЦ (АО) 2 июля 2020 года (Протокол №30) и действовавшей с 06.07.2020 по 13.09.2020 (т. 49 л.д. 1-34), указано, что минимальный шаг цены фьючерсного контракта, который определяется в соответствии со Спецификацией фьючерсного контракта, используется в целях ограничения Расчетных цен фьючерсных контрактов за исключением случаев, когда на «БА [базовый актив – прим. наше] установлен признак NegativePrices(БА)=Yes [дословный перевод – ОтрицательныеЦены(БА)=Да».
То есть, только в июле, после экспирации Фьючерса, внутренние нормативные документы Биржи и НКЦ были ими скорректированы с учетом возможности возникновения отрицательной цены на соответствующий контракт.
Изложенное также с очевидностью свидетельствует, что внутренние документы НКЦ и Московской Биржи, вопреки необоснованному и голословному утверждению Биржи и НКЦ, содержат ограничения на отрицательные цены по Фьючерсу, что подтверждается материалами дела и доказательствами.
При этом аналогичные выводы содержатся в заключении ведущего специалиста в области биржевой торговли производными финансовыми инструментами, к.э.н. Сафоновой Т.Ю. (заключение – приложение 1[1]), в частности по мнению специалиста:
«согласно порядку расчетов, предусмотренному Московской Биржей на дату исполнения Фьючерса, Цена исполнения рассматриваемого Фьючерсного контракта должна была определяться в соответствии с п. 2.2.3 Спецификации как Расчетная цена (цена фьючерса Light Sweet Crude Oil Futures, которая определяется биржей NYMEX и публикуется на сайте CME Group по адресу www.cmegroup.com в последний торговый день, предшествующий дню исполнения соответствующего фьючерса Light Sweet Crude Oil Futures), скорректированная с учетом ограничения для величины отклонения Расчетной цены Фьючерсного контракта, определяемого в порядке, предусмотренном п. 9.1 Методики определения расчетной цены срочных контрактов, предусматривающей ограничение Цены исполнения размером 0,01 Доллара США».
Ранее Истцом было подано ходатайство о приобщении заключения Сафоновой Т.Ю. по настоящему делу в качестве доказательства, однако до настоящего времени названное ходатайство не разрешено судом.
…….
1.1. Кроме того, содержавшиеся в иных различных документах НКЦ и Биржи формулы расчетов, в качестве переменных в которые были заложены в том числе цены фьючерсных контрактов, также исключали возможность отрицательного значения такой переменной (исключали возможность отрицательной цены фьючерсного контракта и его экспирации (исполнения) по отрицательной цене).
Так, согласно утвержденной решением Правления Публичного акционерного общества «Московская Биржа ММВБ-РТС» (Протокол №54 от 15 сентября 2017 г.) Методике расчета теоретической цены опциона и коэффициента «дельта»[1] (т. 49 л.д. 35-37), которая действовала в период экспирации Фьючерса по отрицательной цене, теоретическая цена опциона на покупку Call (t) рассчитывалась по следующей формуле:
Call (t) = F(t) * N(d1) – Strike * N(d2)
Указанная формула расчета теоретической цены опциона по умолчанию предполагала только положительное значение для переменной F(t) – цены фьючерсного контракта, являющегося базовым активом опциона, в текущий момент времени t.
При этом уже в следующей версии Методики расчета теоретической цены опциона и коэффициента «дельта», действовавшей в период с 21.07.2020 по 13.09.2020[2] (т. 49 л.д. 38-39) (то есть уже после событий с отрицательными ценами на Американский фьючерс), при расчётах теоретической цены опциона на покупку Call (t) стало возможным использование отрицательной (или нулевой) цены фьючерсного контракта, поскольку соответствующая формула была изложена альтернативно для случаев нулевой и отрицательной цены фьючерсного контракта:
Если F(t)>0
Call (t) = F(t) * N(d1) – Strike * N(d2)
Если F(t)≤0
Call (t) = max(F(t)-Strike;0)
где:
Таким образом, соответствующие изменения в Методике расчетов цен Биржей и НКО «НКЦ» были внесены только после событий с отрицательными ценами на Американский фьючерс.
Содержание же ранних версий методик расчетов Биржи и «НКЦ» исключали возможность использования отрицательного значения для переменных – цен фьючерсных контрактов – следовательно, исключалась и возможность экспирации Фьючерса по отрицательной цене.
Таким образом, вопреки в том числе доводам НКЦ и Биржи, изложенным в их отзыве (т. 1 л.д. 9-11), внутренние документы последних в момент экспирации 21.04.2020 Фьючерса по отрицательной цене предполагали прямой запрет на такую экспирацию (запрет на экспирацию Фьючерса по отрицательной цене).
[1] https://fs.moex.com/files/4720/26786.
[2] https://fs.moex.com/files/4720/35651.
……………©
2.Ну и по второму вопросу.
Следует учитывать, что по следующему по сроку контракту (с экспирацией в мае) НКЦ и Мосбиржа ПРИМЕНИЛИ пункт 5.1 и перенесли дату эскпирации ДОСРОЧНО почти на 3 недели, сделав это 28-го апреля.А поскольку никаких новых обстоятельств, помимо событий 20 апреля, за это время не произошло, следовательно этим переносом НКЦ автоматически признали де факто выполнение условий для применения пункта 5.1 и РАНЕЕ, как 20-го апреля, так и до него (основания для применения пункта 5.1 сложились как минимум с момента уведомления СМЕ о возможности отрицательных цен на торгах от 8 и 15-го апреля соответственно, при отсутствии готовности ПО Московской Биржи к поддержанию торговли по отрицательной цене).
Выдержка из иска :
- Недобросовестность Московской Биржи и НКЦ в виде неизменения даты и условий исполнения (экспирации) Фьючерса и (или) Спецификации.
Как отмечается в исковом заявлении (т. 1 л.д. 21-23), предусмотренная Правилами торгов, Правилами клиринга НКЦ и Спецификацией Фьючерса совокупность полномочий Биржи и НКЦ подразумевала возможность последних в целях недопущения сверхубытков и обеспечения баланса интересов участников рынка надлежащим образом отреагировать на высоковероятную, а после известных событий, наступившую возможность торговли по отрицательным ценам путем корректировки даты исполнения Фьючерса и (или) изменения последней даты торгов.
В условиях, когда возможность наступления сверхубытков для Истцов, а в конечном счете наступление таких убытков, были следствием в том числе недобросовестных и непрофессиональных действий Биржи и НКЦ, последние обязаны были использовать все имеющиеся у них полномочия для предотвращения негативных последствий или их минимизации.
Таким образом, реализация соответствующих полномочий Биржи и НКЦ (изменение даты последнего дня заключения Фьючерса, изменение даты дня исполнения Фьючерса, изменение текущей (последней) Расчетной цены и (или) определение порядка расчета и перечисления вариационной маржи по Фьючерсу) в существовавших условиях становились уже не просто дискреционным правом последних. Действуя добросовестно и профессионально, Биржа и НКЦ обязаны были реализовать такие полномочия.
Тем более, что уже в дальнейшем такие полномочия были реализованы ими в ситуации, когда вероятность негативных последствий для участников рынка была меньшей (или, во всяком случае, по утверждению Биржи, в аналогичной ситуации).
Так, уже 28.04.2020 Московская Биржа объявила о переносе с 19.05.2020 на 30.04.2020 даты экспирации следующей серии фьючерсного контракта на нефть сорта Light Sweet Crude Oil (код: CL-5.20) (т. 2 л.д. 36).
Биржа в своем ответе (от 23.11.2020 с исходящим № МБ-И-2020-4316) на адвокатский запрос от 17.11.2020 № 97/30 (т. 41 л.д. 60), поданный в ее адрес представителем лица, ведущего дело в интересах группы лиц, относительно причин и процедуры переноса даты экспирации фьючерсных контрактов «CL-5.20» пояснила следующее:
«Согласно п. 5.1 Спецификации фьючерсного контракта на нефть Light Sweet Crude Oil ПАО Московская Биржа вправе принять решение об изменении даты последнего дня заключения и даты исполнения фьючерсного контракта. Данное право было реализовано в отношении фьючерсного контракта CL- 5.20 в соответствии с рекомендацией Комитета по Срочному рынку по причине предстоящих майских праздников и вероятностью повторения ситуации с отрицательными ценами на нефть марки Light Sweet Crude Oil на бирже NYMEX».
При этом Биржа не стала предоставлять более подробную информацию о том, каким образом «вероятность повторения ситуации с отрицательными ценами на нефть марки Light Sweet Crude Oil на бирже NУМЕХ» стала основанием для переноса, даты экспирации фьючерсных контрактов CL-5.20, в частности информации о том, пыталась ли Биржа, принимая решение о переносе даты экспирации, в том числе избежать каких-либо негативных последствий для себя как организатора торгов, участников торгов, клиентов участников торгов и (или) срочного рынка в целом.
Также Биржей не было раскрыто информации, как «предстоящее «наступление майских праздников»само по себе могло стать основанием для переноса даты экспирации.
Таким образом, в отсутствие иной информации, и исходя из ответа Биржи, очевидно, что причиной для переноса майского фьючерса CL-5.20 стало наличие у Биржи информации о возможности повторения ситуации с отрицательными значениями цены зеркального Американского фьючерса.
Такая же информация имелась у Биржи и относительно событий с апрельским Фьючерсом CL-4.20, тем не менее в ситуации с апрельским Фьючерсом, когда обстоятельства были схожие (как на это указывает Московская Биржа в своем ответе на адвокатский запрос) с майским фьючерсом, Биржа и НКЦ не стали принимать решения об изменении даты экспирации Фьючерса CL-4.20 и (или) об изменении даты последнего дня заключения Фьючерса, об изменении даты дня исполнения Фьючерса, об изменении текущей (последней) Расчетной цены и (или) определении порядка расчета и перечисления вариационной маржи по Фьючерсу.
При том что, исходя из содержания нормативных актов Биржи и НКЦ (на момент экспирации Фьючерса подразумевающих невозможность его исполнения по цене ниже 0), а также исходя из того факта, что относительно фьючерса следующей серии (CL-5.20) такое решение было принято, Биржа очевидно могла и должна была принять такое решение.
При этом тот факт, что в одном случае Биржа принимает решение о переносе даты экспирации, а в другой нет, при том, что обстоятельства в обоих случае являются схожими (по утверждению Биржи), свидетельствует, как минимум, о произвольности реализации Биржей своих полномочий.
Очевидно, что точно такие же негативные последствия, которых Биржа хотела избежать в ситуации с переносом майского фьючерса, произошли при экспирации фьючерса CL-4.20. Переносом даты экспирации фьючерсных контрактов CL-5.20 Биржа подтвердила, что в отсутствие иных попыток обеспечить баланс интересов участников рынка перенос даты экспирации являлся единственным надежным способом избежать негативных последствий (снизить их) для участников рынка в экстраординарной ситуации с отрицательными ценами на зеркальный Американский фьючерс.
Фактом переноса даты экспирации фьючерсных контрактов CL-5.20 опровергается также изложенный в отзыве Биржи и НКЦ довод о том, что при наличии всей необходимой информации для исполнения контракта, у Биржи нет обоснованных причин для произвольного изменения установленных заранее и известных участникам торгов и клиринга условий исполнения фьючерсного контракта (т. 31 л.д. 18).
Всем вышесказанным подтверждается, что действия (бездействие) Биржи и НКЦ, выразившиеся в неизменении даты исполнения Фьючерса, в совокупности с другими бездействиями Биржи и НКЦ (неизменении границы ценового коридора, неизменение даты дня исполнения Фьючерса, неизменение текущей (последней) Расчетной цены и (или) определении порядка расчета и перечисления вариационной маржи по Фьючерсу) являлись недобросовестными, непрофессиональными, не обеспечили баланса интересов участников рынка и нанесли убытки членам группы лиц. ©
От себя добавлю еще один момент. Не забывайте, что Биржа ОТМЕНИЛА торги 21-го апреля. Сделать это она могла только на основании пункта 17.3. Правил Торгов :
17.3. При возникновении обстоятельств, которые приводят к существенному изменению условий, в связи с чем делается невозможным исполнение Срочного контракта в установленном порядке, Биржа вправе принять решение о приостановлении торгов соответствующими Срочными контрактами на срок до 3 (трех) Рабочих дней. Указанное решение дополнительно доводится до сведения Комитета по срочному рынку.
Не позднее 3 (трех) Рабочих дней с момента приостановления торгов Срочными контрактами Биржа принимает решение о возобновлении торгов Срочными контрактами с данным базовым (базисным) активом, о приостановлении торгов на более длительный срок. Соответствующее решение принимается с учетом рекомендаций Комитета по срочному рынку (при наличии таковых).
Информация о возобновлении или приостановлении торгов в случаях, указанных в настоящем пункте Правил, раскрывается на сайте Бирже не позднее чем через 15 (пятнадцать) минут после принятия соответствующего решения. ©
Таким образом, мы имеем не просто признание факта возникновения обстоятельств для применения пункта 5.1 Спецификации, но и признание обстоятельств, которые приводят к существенному изменению условий, в связи с чем делается невозможным исполнение Срочного контракта в установленном порядке.
Ну и добавлю, что эти два вопроса являются только НЕБОЛЬШОЙ частью всей конструкции наших исков, которые в общей сложности насчитывают несколько СОТЕН листов. По понятным причинам, все материалы мы обнародовать не можем, но после окончания всех судебных процессов, обязательно выложим их полностью.