Статья впервые была опубликована 31 июля 2024 года на сайте www. Kommersant.ru
Брокеры дадут частным инвесторам доступ к OTC
Иностранной валюты на внебиржевом рынке может не хватить на всех, если к нему допустят частных инвесторов. Это связано с тем, что у российских банков движение долларов и евро ограничено. Поэтому операции могут проходить с задержками, либо вовсе аннулироваться, полагают некоторые собеседники «Ъ FM». Тем не менее уже несколько крупных брокеров, среди которых «Финам» и БКС «Мир инвестиций», заявили, что в ближайшее время предоставят своим клиентам доступ на внебиржевой валютный рынок. Будет ли спрос? И как этот сервис может работать? Разбирался Владислав Викторов.
Как говорят сами участники рынка, допуск физических лиц к внебиржевым торгам позволит гражданам покупать доллары и евро по той же схеме, как это было до введения санкций против Мосбиржи. Даже интерфейс останется привычным — со «стаканами», которые будут заполняться заявками от покупателей и продавцов. Форма заявок также не изменится. В них нужно будет указать объем и цену валюты для покупки или продажи. При этом внебиржевой курс будет выгоднее официального.
Между крупными редкими сделками юридических лиц физлица совершают много-много мелких, и таким образом они делают график более плавным и ликвидным, репрезентативным для всех».
Хранить валюту инвесторы смогут, как и прежде, на своих брокерских счетах. И при желании ее можно будет вывести за рубеж. Но вот обналичить не получится из-за ограничений, которые действуют с 2022 года. Сами брокеры рассчитывают, что спрос на услугу будут проявлять еще и юридические лица, которые совершают внешнеторговые операции. Хотя независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев в этом сомневается:
«Это тот же Forex, когда ты сам ставишь котировки, и у них могут быть разные спреды — рыночные, очень широкие. Можно даже плечо давать клиенту. Но какой характер этого спроса? Это главный вопрос. То есть это спекуляции или реальные расчеты? А кто под реальные расчеты будет это дело светить? И внешнеторговые операции — сейчас все «дважды два четыре, но можно договориться».
Скорее это возможность для брокеров удержать действующую клиентуру».
Главным отличием от биржевых торгов станет то, что в расчетах не будет участвовать Национальный клиринговый центр. Сделки проведут на основании лимитов, установленных между покупателями и продавцами. Таким образом именно банки становятся главными поставщиками валюты. Но, как отмечал представитель брокера «Финам», сейчас у российских финансовых организаций движение долларов и евро «сильно ограничено». И это может стать проблемой, как и риск контрагента, отмечает управляющий директор инвестиционной компании «Иволга Капитал» Дмитрий Александров:
«Есть сложности с расчетами: валюту нужно переводить с одного счета на другой — в текущее время это нетривиальная операция. Поэтому именно в расчетах сделок смогут возникать временные лаги, возможно, какие-то сделки просто не будут рассчитываться и их отменят. Главный риск в этой схеме — риск контрагента. Если банки станут выставлять лимиты осторожно, то риски в обозримом будущем реализоваться не должны. Но в действительности в периоды волатильности, которые мы наблюдали за последние годы, такие сценарии могут реализоваться. По сути, это риск банкротства банка, который выступает второй стороной по сделке».
Но едва ли розничных инвесторов интересует, как брокер будут закрывать эти сделки, говорят собеседники «Ъ FM». Гораздо важнее то, что у них вновь появляется защитный инструмент от возможного обесценивания рубля. Именно с этой целью инвесторы и будут покупать доллары и евро, уверены брокеры, поскольку спекулировать на внебиржевом рынке гораздо сложнее.